Итоги погрузки ОАО "РЖД" за август
В РЖД традиционно в начале месяца отчитались о погрузке на сети: по итогам августа 2024 года она составила 97,5 млн тонн, что на 6% меньше год к году. По итогам 8 месяцев этот показатель составила 795,2 млн тонн, что на 3,7% ниже уровня аналогичного периода 2023. На протяжении последних месяцев наблюдается усиление негативной динамики, отмечают опрошенные vgudok.comэксперты.
Среди негативных факторов стоит отметить внешние «раздражители» в виде вездесущих санкций и давления Запада на партнёров России, а также сугубо «скрепные» болячки стальных магистралей, например, сезонные ремонты на сети, кадровый голод в логистике, и проблемы с тягой, о которой мы совсем недавно рассказывали в материале «Закон всемирного тяготения РЖД к локомотивам». Что же касается грузов, то на фоне общего снижения позитивную динамику продолжают демонстрировать удобрения, которые в ЖД-отрасли уже ласково называют «новым углём».
Основные потери за 8 месяцев пришлись на перевозки лома чёрных металлов (-14,2%), строительных материалов (-13,8%) и цветной руды (-8,6%). При этом наибольшее падение в августе 2024 года к августу 2023 года показали лом чёрных металлов (-33,3%), промышленное сырьё (-25,0%) и зерно (-20,7%). По итогам января-августа рост показали только некоторые группы грузов, среди которых химические и минеральные удобрения.
«За 8 месяцев было погружено 45,1 млн тонн удобрений, что на 7,9% превысило уровень аналогичного периода прошлого года.
При этом негативную динамику показывают основные грузы, занимающие высокую долю в структуре грузовой базы монополии. Так, погрузка угля на протяжении всех 8 месяцев имеет отрицательные показатели к уровню прошлого года, по итогам января-августа она сократилась на 5,7%. Одной из основных причин снижения погрузки угля в начале года было сокращение отправок в направлении терминала ОТЭКО в Тамани в связи с высоким уровнем стоимости перевалки.
В результате в I квартале 2024 года погрузка угля сократилась более чем на 55% год к году.
В дальнейшие месяцы перевозки угля в направлении Юга начали восстанавливаться, однако уровень 2023 года так и не был достигнут. К дополнительным негативным факторам также можно отнести снижение экспортных цен на российский уголь по основным направлениям поставок на фоне незначительного укрепления рубля к доллару США. По итогам 8 месяцев положительную динамику перевозки угля сохраняют в направлении пограничных переходов с Китаем и некоторых портов.
«На фоне завершения реализации ряда инфраструктурных проектов, в текущем году негативную динамику сохраняет погрузка строительных грузов. Всего в январе-августе погружено 77,7 млн тонн строительных грузов, что на 13,8% ниже аналогичного периода прошлого года.
Негативный тренд в погрузке строительных грузов усиливает переключение клиентов на альтернативные виды транспорта. Этому способствует замедление работы сети, что приводит к существенному росту сроков доставки груза, возникновению дефицита подвижного состава, роста расходов на транспортировку», — отметил г-н Слободяник.
Что касается нефти и нефтепродуктов, то негативной динамике способствует сокращение отправок с ряда нефтеперерабатывающих заводов по технологическим причинам, а также действие временного запрета экспорта нефтепродуктов из Российской Федерации.
«Также стоит отметить, что негативной динамике погрузки нефти и нефтепродуктов на сети ОАО “РЖД” способствовал коммерческий дефицит цистерн, возникший на фоне списания парка, переориентации логистики и замедления работы железнодорожной сети. Это, в свою очередь, привело к дальнейшему росту ставок на подвижной состав», — добавил г-н Слободяник.
По словам эксперта, сохранения текущих трендов можно ожидать в перспективе до конца года, что будет обусловлено всё теми же факторами: наличие санкций, ограничений и их постепенное ужесточение, неблагоприятная конъюнктура по ряду товаров на внутреннем и внешнем рынках, локальный дефицит подвижного состава, включая грузовые вагоны и локомотивы, дефицит трудовых ресурсов, в первую очередь локомотивных бригад:
«В то же время темпы снижения в последние месяцы 2024 года будут сокращаться. Этому будет способствовать низкий уровень грузовой базы прошлого года. Напомню, в октябре-декабре 2023 года к аналогичному периоду прошлого года погрузка сократилась на 2,5%. Погрузка угля в этот период снизилась на 6,8%, по строительным грузам сокращение составило 13,4%».
Источник: Vgudok, 09.09.2024