Инициативы ОАО "РЖД" и Минэнерго
Если коротко, то предлагается ввести повышающий коэффициент на порожний пробег по лимитирующим направлениям, пересмотреть целесообразность субсидирования покупки инновагонов, ввести гос. контроль доступности вагонов для пользователей ЖД, установить порядок определения потребного парка и ввести единый тариф за пользование порожним парком. И — это самое неоднозначное — нормативно закрепить термин «нерациональные перевозки по инфраструктуре железнодорожного транспорта», под который при желании можно подогнать любой вагон с любым грузом.
Согласно посланию господина Мочальникова, уже сегодня, 13 сентября, все причастные (а их в приложении к документу 115) обязаны рассмотреть и представить замечания и предложения по предложенным инициативам. Меры были разработаны ведомством совместно с ОАО «РЖД» и обобщили более 130 предложений, поступивших после совещания у министра энергетики по вопросам увеличения объёмов вывоза грузов по сети.
Пока все ожидали поблажек для перевозок угля после прихода в правительство бывшего главного лоббиста твёрдого топлива Сергея Цивилёва, ситуация повернулась совершенно неожиданной стороной ко всем грузоотправителям и операторам.
И сторона эта не самая приятная: ставшие достоянием общественности инициативы Минэнерго рынок называет, мягко говоря, странными и даже скандальными. Мы не стали публиковать материал по горячим следам, ограничившись постом в Telegram, рассчитывая на то, что представители отрасли переварят новость оперативно. И ошиблись.
Большинство игроков взяли паузу для изучения документа, но первая реакция была одинаковой — шок.
«Видели этот документ, обсуждали. Да, действительно недоумение. Особенно предложение везти уголь по рекам на север. Хотя можно было бы доставлять его в порты в Арктике, дать скидку», — сказал источник Vgudok на рынке ЖД-перевозок.
Дословно инициатива, о которой говорит наш собеседник, звучит так: «проработка вопроса перенаправления части экспортного грузопотока угля и иных грузов с Восточного полигона железных дорог на Северный морской путь с использованием речных транспортных коридоров Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов на внутренних морских путях Российской Федерации, а также на маршрутах МТК “Север — Юг”, в том числе по счетам государственных лиц».
Это, по мнению инициаторов, позволит снизить загрузку Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, обеспечить конкурентоспособные условия доступа российской продукции на мировые товарные рынки. Как будто бы угольных экспортёров попытки исправить их положение должны были обрадовать. Но предложения союза Минэнерго и РЖД возымели обратный эффект.
«Вообще, это выглядит как что-то весьма странное... Нас не покидает ощущение, что это творение рук больше РЖД, чем Минэнерго», — делится с Vgudok мыслями источник в угольной отрасли.
Пока рынок изучал документ и просчитывал риски, мы не могли не обратить внимание на то, что, судя по инициативам, противостояние г-на Цивилёва и РЖД, о котором мы неоднократно писали до назначения экс-главы Кузбасса в ФОИВ, завершилось некой аппаратной ничьёй. И в этом году главной темой осенних споров будут не привычные тарифные войны, а реформы от Минэнерго и РЖД.
Операторский рынок отреагировал на ситуацию более или менее хладнокровно. Так, в СОЖТ нашей редакции подтвердили получение плана мероприятий и сообщили, что «операторские компании ориентированы на выработку реальных мер улучшения качества перевозочного процесса».
В связи с чем предложения по таким мерам будут направлены регуляторам до 13 сентября. То есть как раз к сегодняшнему дню.
Успеет ли отрасль собраться и дать ответ инициаторам? Не факт, учитывая, что почти каждый из 48 пунктов письма достоин отдельной статьи.
Давайте остановимся на самых спорных, по мнению наших собеседников, моментах. Например, в перечне мер фигурирует «установление государственного ценового регулирования в отношении всех участников транспортно-логистической цепочки» — ожидается, что это позволит обеспечить «конкурентоспособные условия доступа российской продукции на мировые товарные рынки».
Как напоминает к.э.н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов, идея регулирования цен операторов (и других участников «транспортно-логистической цепочки») периодически возникает в отрасли, и, «как бы над ней не смеялись специалисты, у некоторой части людей она встречает одобрение».
«Основные соображения о том, почему это плохо, думаю, для аудитории экономистов приводить не нужно, не случайно Грегори Мэнкью любит повторять, что само наличие экономического образования практически всегда делает человека противником почти любого регулирования цен. Однако применительно к отдельным отраслям такие идеи периодически попадают в поле общественных дискуссий», — отмечает г-н Хусаинов.
Конечно же, значительный блок посвящён вопросам порожняка: тут и «установление повышающих коэффициентов к тарифам РЖД на перевозки порожних вагонов по лимитирующим направлениям и на дальние расстояния», и введение «единого тарифа для операторов подвижного состава на использование порожних вагонов».
«Что касается “идеи фикс” РЖД повысить тарифы на порожний пробег, то нужно сказать, что РЖД постоянно предлагает эту идею общественности, правда, обосновывая её каждый раз разными мотивами. Те, кто давно работает в отрасли, помнят, что это уже не первый подход к снаряду. Идеи эти высказывались ранее, и в процессе экспертной дискуссии более-менее консенсусно были признаны ошибочными. Например, в своё время ФАС России предлагала методику для регулирования цен операторов, но по итогам дискуссии сама же от неё открестилась, сочтя, как заметил на экспертном совете ФАС один из участников “слишком одиозной и неквалифицированной”», — напоминает Фарид Хусаинов.
Также среди инициатив — нормативное закрепление понятия «нерациональные перевозки по инфраструктуре железнодорожного транспорта». С уточнением, что речь идёт о встречном перемещении однотипных порожних вагонов.
«Боюсь, что все эти меры приведут, прежде всего, к росту цен на перевозки и к ещё большему оттоку перевозок на автомобильный транспорт.
Все эти меры чисто административные, их надо ещё принять, внедрить и проконтролировать исполнение.
Пока выглядит как чисто чиновная реакция на проблемы железнодорожного транспорта, увеличивающая уровень его зарегулированности», — резюмирует экономист Николай Кульбака.
Между тем, 115 адресатов письма с инициативами Минэнерго и РЖД обязаны направить свои комментарии и замечания в профильные ведомства. Для этого им придётся выйти из ступора и отбросить эмоции. Дискуссия по каждой из инициатив потребует от участников холодной головы.
Источник: Vgudok, 13.09.2024